ПРИВАТНОСТЬ В ИНТЕРНЕТ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ.

Интернет давно уже перестал быть сферой хаотичного развития. Он стал сферой,
где пересекаются интересы государства, бизнес-групп, пользователей информации.
Понятия "информация" и "мощь" все более переплетаются и становятся неразрывно
связанными между собой. Для государства в лице органов безопасности Интернет -
неисчерпаемый дешевый источник данных о гражданах страны. Статистический анализ
предпочтений, интересов, сделанный на основе просмотренных сайтов или переписки
сводит на нет все декларации о приватности личной жизни пользователя Интернета.


Я представляю здесь Интернет Ассоциацию Украины. Это бизнес-ассоциация,
объединяющая Интернет провайдеров, которым принадлежит более 80% рынка
Интернет-услуг в Украине. Кроме того, членами Ассоциации являются частные
телефонные операторы, регистраторы доменов, общественные организации, работающие в
области Интернет и другие участники Интернет рынка Украины.

Интернет Ассоциацией Украины реализован масштабный проект, который достаточно
успешно работает на Украинском рынке Интернет - создано уникальное по своему
характеру предприятие "Украинская сеть обмена трафиком". Цель создания
предприятия - организация обмена информацией между провайдерами без выхода в
зарубежные сети. Сегодня Предприятие является залогом стабильности Украинского
Интернет рынка.

Ассоциация является участником Форума общественных организаций, объединяющего
негосударственные организации, работающие в сфере ИКТ. Форум ведет активную работу
в области сближения интересов государства, некоммерческих организаций, бизнес
структур. В настоящее время участники Форума принимают участие в подготовке
Национального доклада на Женевский Самит по Информационному обществу.


Бюджет Интернет Ассоциации Украины формируется из членских взносов. Это
позволяет нам свободно лобировать свои интересы и быть независимыми от донорских и
государственных организаций.

Сегодня мы серьезно обеспокоены навязчивым вмешательством государственных
органов в личную жизнь наших клиентов.

В Украине существует реальная угроза того, что под декларируемой целью
государственной безопасности и борьбы с терроризмом внедряется тотальный контроль
за информационными потоками в Интернет, т.е. электронная слежка, при которой
каждый шаг гражданина будет контролировать государство. Действительно, Интернет
таит в себе немалую угрозу. Но основным принципом эффективной деятельности
государства является деятельность, при которой вред, причиненный обществу, должен
быть меньше, чем вред предотвращенный.

В настоящее время в Украине нет закона, регулирующего осуществление мониторинга
в Интернет. Это и понятно - ограничение конституционных прав человека предполагает
достаточно высокую ответственность законодателя за установление адекватного
правового регулирования мониторинга информации и предполагает наличие
квалифицированных специалистов. Однако желание государства контролировать Интернет
велико, и оно поступает очень просто - государственное ведомство, выполняющее
регулирующие функции в области связи и информатизации (Госкомсвязи) в июне
прошлого года издало приказ, смысл которого состоит в том, что операторам,
предоставляющим услуги Интернет государственным организациям предъявляется ряд
требований. Среди прочих, требование обязательного наличия укомплектованной
системы мониторинга, другими словами системы неконтролированного съема информации
с сетей передачи данных. Наличие такой системы у провайдера предполагает доступ к
абсолютно всей информации, в т. ч. личной переписке и коммерческой информации.
При этом законодательство Украины не содержит процедуры осуществления мониторинга.
Таким образом, силовые структуры получают полный и неконтролируемый доступ к
информации об абсолютно всех пользователях Интернет при полном отсутствии
судебного контроля за подобной деятельностью.

По мнению Интернет Ассоциации Украины, cуществование такого Приказа негативно
сказываетя на имидже Украины, а условия наличия мониторингового оборудования
полностью незаконны и посему, приказ должен быть отменен.

Интернет Ассоциация Украины уже обращалась в законодательный орган,
Уполномоченному по правам человека, Министерство юстиции и прочие органы
государственной власти. Из парламентского Комитета заявление было передано в
Генеральную прокуратуру, но адекватной реакции на приказ не последовало. Ответ был
примерно следующий: обращайтесь, когда докажете факт нарушения конституционных
прав на тайну переписки. Таким образом, наличие незаконного приказа - это не повод
для его отмены.

Недавно в Украине был зарегистрирован законопроект "О мониторинге
телекоммуникаций", устанавливающий обязательное приобретение и установку
провайдерами мониторингового оборудования и регламентирующий порядок
осуществления деятельности, связанной с мониторингом. Законопроект предусматривает
достаточно широкие функции силовых структур при осуществлении съема информации.
Независимый контроль при осуществлении таких функций практически отсутствует.
На недавней конференции Интернет Ассоциации Украины было принято решение
рекомендовать Правлению Ассоциации обратиться в парламентские комитеты с просьбой
отклонить и направить на доработку законопроект "О мониторинге телекоммуникаций",
с целью разработки новой версии законопроекта "О законном перехвате
телекоммуникаций" с учетом замечаний, высказанных членами ИнАУ.

Таким образом, такая деликатная тема как частная жизнь человека практически
никак не защищена ни от государственного ни от прочего посягательства. Термин
"воровство личной жизни" приобрел реальные очертания, когда сведения о человеке
можно получить без особого труда в малейших деталях.


В Украине прошел в первом чтении законопроект "О защите персональных данных",
однако принятие такого закона может причинить больший вред, чем его отсутствие.
Законопроект не соответствует европейским нормам и устанавливает чреватую
злоупотреблениями систему, делающую преступником любого гражданина.

В то же время, законодательство в сфере Интернет развивается достаточно
интенсивно ? приняты законы "Об Электронной подписи" "Об Электронном
документообороте". Велась длительная и напряженная работа по принятию закона "О
телекоммуникациях", который должен был стать правовой основой деятельности в этой
области, заменив при этом ныне действующий закон "О связи". Законопроект был
принят парламентом, но не подписан Президентом, вследствие несогласованных позиций
по созданию нового органа, регулирующего отрасль связи ? им должен был стать
Национальная комиссия регулирования связи. На рассмотрение парламента предложено
большое количество законопроектов, регулирующих правоотношения в сфере
телекоммуникаций. Интернет Ассоциация Украины принимает активное участие в
законотворческом процессе. Нами предлагается большое количество поправок,
экспертных оценок и предложений.

И хоть данный обзор не имеет прямого отношения к теме настоящего доклада, я хочу
сказать, что несколько хаотичный процесс развития законодательства в сфере
Интернет свойственен не только Украине. В настоящее время много стран по всей
Европе пытаются решить данную проблему. К примеру, польские провайдеры в этом
году также столкнулись с проблемой мониторинга электронной почты на основании
инструкции Министерства инфраструктуры. И в то же время, по всей Европе создаются
и действуют организации, призванные защищать приватность а также оценивать
оправданность мер, предпринимаемых государством для защиты своих граждан.

Мы, профессиональная бизнес Ассоциация, открыты для сотрудничества с другими
международными и иными организациями в области защиты прав пользователей и
развития Интернет.

Как представители гражданского сектора, выражаем надежду на то, что процесс
становления подобных организаций приведет к усилению влияния общества на

государство. Наш опыт и потенциал будет востребован для решения общих социально

значимых задач и целей.