Обращение ИнАУ в госорганы по поводу приказа Госкомсвязи № 122 от 17.06.02 г.

05.09.2002
Відправник: 
ІнАУ, Інтернет Асоціація України

ЗАЯВЛЕНИЕ
Интернет Ассоциации Украины

«05» сентября 2002г.                                                  Г. Киев

Приказом Госкомсвязи № 122 от 17.06.02 установлен порядок составления и ведения перечня предприятий, которые предоставляют услуги по доступу в Интернет органам исполнительной власти, другим государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям, которые получают, обрабатывают, распространяют и сохраняют информацию, являющуюся объектом государственной собственности. Среди прочих требований, предъявляемых к операторам, которые предоставляют такие услуги, является наличие укомплектованной системы мониторинга для контроля за обеспечением безопасности информации в сетях передачи данных.

Учитывая, что отделить трафик государственных структур от общего трафика невозможно, применение спецоборудования для подобного мониторинга предоставляет возможность получить доступ к абсолютно всей информации полученной или переданной пользователем (содержание переписки, содержание сайтов, посещенных пользователем, а также данные сетевых программ, например бухгалтерских, программ документооборота и т.д.). Использование такого оборудования, позволяет без соблюдения предусмотренной законом процедуры получать неограниченный доступ к данным пользователей Интернет, в том числе и тех государственных органов, для защиты которых и планируется введение мониторинга.

Кроме того, что реальный контроль качества услуг операторов обозначенным образом осуществляться не может, ставится под угрозу право гражданина на  тайну переписки, предусмотренное как Конституцией, так и международными документами:

  1. Данный приказ противоречит большинству международных общепризнанных документов:
  • статья 12 Всеобщей декларации прав человека ("Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в тайну его корреспонденции");
  • статьи 8 и 10 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, ратифицированной Законом ВС N 475/97-ВР от 17.07.97;
  • ст. 17 и 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Постановлением ВС 582-12 от 25.12.90;
  • Нарушен Основной Закон Украины:
    • ст. 15 в которой прямо указано, что цензура запрещена.
    • ст. 31 («Кожному  гарантується    таємниця    листування, телефонних розмов, телеграфної та  іншої  кореспонденції.  Винятки можуть бути встановлені  лише  судом  у  випадках,  передбачених законом, з метою запобігти злочинові чи з'ясувати істину  під  час розслідування кримінальної справи, якщо іншими способами  одержати інформацію неможливо.»). В данном случае ограничение этого права не предусмотрено законом.
    • такого рода защита государственной информации производится за счет ущемления прав частных граждан, в то время как Конституция Украины, а  именно статья 3 провозглашает приоритет прав и свобод человека как основное направление деятельности и обязанность государства.
  • Нарушен целый ряд статей Закона Украины ”Про інформацію” - статья 9 аб. 2, статья 23 (Забороняеться збирання відомостей про особу без ii попередньоi згоди, за винятком випадків, передбачених законом), ст. 31, 38, 44.
  • Следует обратить внимание, на то, что данный документ имеет форму подзаконного акта.

    Вместе с тем, существующие провайдеры Интернет в ближайшее время будут разделены на 2 группы – провайдеры, которые для защиты интересов частных граждан будут вынуждены отказаться от установления такого мониторинга и от обслуживания государственных организаций в ущерб своим интересам, и провайдеры, которые установят системы мониторинга. Такие действия органа государственной власти, издавшего подобный нормативный акт, можно рассматривать как антиконкурентные действия, вследствие которых отдельным субъектам хозяйствования устанавливаются дискриминационные условия.

    Кроме нарушения основополагающих принципов Международного права в области прав человека, приказ противоречит принципам предпринимательской деятельности,  а именно принципу свободного выбора потребителей предоставляемых услуг (ст. 5 Закона Украины „Про підприємництво”, а так-же принципу свободы предпринимательской деятельности, ограничение которой может осуществляться исключительно на основе закона.

    Таким образом, данный приказ Госкомсвязи демонстрирует соответствующее отношение органов исполнительной власти к правам человека и Конституции Украины.

    Интернет Ассоциация Украины намерена приложить все усилия для отмены указанного приказа, как не соответствующего Конституции и законодательству Украины.